На пуантах, без пафоса…
«…Хрупкая, изящная, очень женственная и нежная, она не сосредоточена на одной лишь хореографии, дает волю природной артистичности…». Вы, конечно, догадались, что эти слова адресованы балерине. Автор мне неизвестен. Молодой человек воодушевленно делился с кем-то впечатлениями от спектакля, успев отойти от дверей театра всего на пару шагов. Кто же она? Та, что заставила зрителя беспрекословно верить и сопереживать сценическому образу? Знакомьтесь, ведущая солистка Екатеринбургского театра оперы и балета — Елена Воробьёва.


Текст: Рина Поморцева, фото: ЕГТОиБ
05 ноября 2011 года в 19:34
Впервые её имя появилось в программках оперного два года назад. К тому моменту, у выпускницы Пермского хореографического училища, за плечами уже было 4 сезона в Челябинском театре. Для Екатеринбурга же, прибытие готовой к действию, «подкованной» солистки балета настоящий «сектор приз». Это сейчас в труппе трудятся профессионалы из передовых по части балета городов — Перми, Новосибирска, Уфы. А раньше, на правах «бедного родственника» театр сиротливо ожидал артистов из других регионов. И дождался! С первых спектаклей, и по сей день появление Елены Воробьёвой на сцене не остается без внимания зрителей. Недавно мне удалось побеседовать с артисткой о театре, и тех коллизиях, что поджидают любого человека выбравшего танец — профессией.
Первые шаги
Елена родилась и выросла в поселке Восточный Кировской области. Ребенком она была активным! Занимаясь спортивной гимнастикой, успевала посещать еще многие кружки в местном ДК. И ничего не предвещало будущей танцевальной карьеры, но на помощь пришел случай.
«Хореографией занималась подруга моего старшего брата. А я, как-то по-детски была к ней привязана. Узнав, что та помогает с растяжкой знакомой девочке, тоже изъявила желание позаниматься в танцевальном классе. Немного позавидовала, захотела, чтоб и мне уделили внимание», — рассказывает солистка.
Она признается, что за время обучения бывали непростые периоды, хотелось все бросить, уйти из училища. Оставить за бортом батманы, фуэте, и двигаться в сторону драматического театра. Артистка не думала, что сложившиеся в детстве отношения с балетом (отношения скорее по расчету, чем по любви) могут быть столь долгоиграющими. Настоящая тяга к профессии, появилась уже в театре.
Елена продолжает:
«Поначалу, когда только пришла в Челябинский театр, не считала большой необходимостью работать над собой. Многое получалось сразу, без напряжения. Я просто шла по накатанной колее. Но со временем поняла, если ты находишься в профессии — должна делать свое дело на 100%, а иначе кому это нужно? Уверена, что зритель с легкостью отличает подделку от настоящего искусства».
Полный вперед!
Сейчас в арсенале Елены Воробьёвой партии разнокалиберные. Гюльнара (Корсар), Байджан и Главная наложница (Любовь и смерть), Ева (Сотворение мира), Джульетта и многие другие. Совсем недавно, 23 октября, артистка впервые танцевала Мари в балете Щелкунчик. Точнее сказать, впервые на сцене столицы Урала. (Дабы никто сведущий не заподозрил автора в подтасовке фактов). Конечно, дебютом, в прямом смысле слова, это не назовешь. Но, каждая постановка априори претендует на уникальность! И артистка поделилась впечатлениями от процесса подготовки «екатеринбургской» Мари:
«Образ маленькой девочки прочувствовала еще в Челябинске, фундамент партии был заложен именно там. Но сейчас я повзрослела, и отношение к роли тоже изменилось. Считаю, важно переосмысливать то, что делаешь на сцене. Оттачивать технические моменты и стремиться к чистоте исполнения. За две недели, что мы с партнером (Максимом Клековкиным) учили партии, постаралась довести всё до ума. Когда техника не совсем «в теле», нет, нет, да и отойдешь от роли, потеряешься. Но, конечно, и душу надо вкладывать. В исполнении роботов-технарей, танец уже не искусство!»
Стоит отметить, что за Щелкунчиком прочно закрепилась репутация новогодней сказки. И чего греха таить, многие люди воспринимают балет на музыку Чайковского исключительно, как спектакль для детей. Лишь некоторые постановщики пытались оспорить такое однозначное восприятие (к примеру, режиссер Михаил Шемякин в альянсе с Валерием Гергиевым). Поинтересовалась мнением танцовщицы на этот счет. Немного подумав, она ответила:
«Я считаю, что это не детский, не взрослый, а семейный спектакль. На него лучше ходить всей семьей. Каждый поймет и воспримет происходящее по-своему. Ребенок, может быть, поверит в сказку, а взрослый просто вернется в детство, вновь ощутит прелесть беззаботной жизни. Сама, когда танцую первый акт, чувствую себя настоящим ребенком на празднике! Это здорово!»
О contemporary
Не так давно Елена Воробьёва выступала в составе труппы Екатеринбургского театра танца, гремящего своими ошеломляющими постановками. И это не спроста.
«Мне очень импонирует contemporary dance. В наше время многие театры не ограничиваются одной классикой. На сцене идут современные постановки, используется музыка наших дней и новая трактовка всего происходящего. В классическом балете есть четкие грани, не хватает широты исполнения… В современном же танце, ты чувствуешь себя другим человеком. Никаких ограничений, тело начинает приобретать новые возможности. Это высший пилотаж исполнительства! Так, в прошлом году в оперном театре показали постановку Матса Эка «Жизель». Хореограф очень музыкальный, он будто раскрыл новые нотки в давно известной музыке Адана. Свежие движения не уродовали спектакль», — комментирует артистка и тут же добавляет «но, вообще-то, я — консерватор. Не люблю наложения современной пластики на классические музыкальные произведения»
Хорошо поработал — хорошо отдохни!
Кто любит балет — тот знает (остальные — догадываются), что танцовщики находятся в репетиционных залах практически круглые сутки. И сам собой напрашивается вопрос, как они проводят досуг?
«Чаще всего я никуда не хожу, отдыхаю дома. Раньше посещала ТЮЗ и драматический театр довольно часто, но теперь катастрофически не хватает времени. Когда работала в Челябинском театре, там процветала аренда сцены и к нам приезжали многие именитые артисты — Людмила Гурченко, Дмитрий Дюжев и др. Бывало, придешь на вечернюю репетицию и вырываешь минутку, чтоб зайти в зал посмотреть. Ужасно интересно было», — с улыбкой вспоминает балерина.
И напоследок
В конце беседы, Елена сделала словесный реверанс нашему театру оперы и балета:
« Мне очень нравится танцевать на екатеринбургской сцене, она теплая. Бывает, что по ходу оркестровых репетиций у тебя совершенно не остается сил, ты выжата как лимон. Но стоит выйти на спектакль, и сразу чувствуешь приток положительной энергии, вбираешь её в себя. Вот такая волшебная сцена! Энергетика, исходящая от зрителей, конечно, тоже очень помогает!»
Приятно, когда солисты благодарны зрителям за внимание и любовь к балетному искусству. Но еще приятнее чувствовать, что при общении находишься на одной волне с артистом. Скажу по секрету, Елена развенчала многие представления о балетных солистах. Жизнерадостная, открытая, с отличным чувством юмора. Человек, который может говорить о возвышенном, без пафоса!